• В закладки
  • Контакты
 

Проверки бизнеса: чего ждать от госнадзора в 2017 году

  • 30.11.2016, 19:21
Верховная Рада приняла ряд актов, предусматривающих уменьшение количества проверок бизнеса контролирующем органами и четкое планирование таких мероприятий. Облегчат ли новые законы жизнь малого и среднего бизнеса?

Неэффективное государственное управление и обременительное государственное регулирование создают значительные проблемы для малого и среднего бизнеса.

По словам предпринимателей, развивать бизнес сложно, когда им мешают налоговые, пожарные, санитарно-эпидемиологические и архитектурно-строительные проверки.

Новой попыткой реформировать систему стало принятие Верховной Радой 3 ноября 2016 ряда законопроектов.

Среди них - акты "О внесении изменений в закон" Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности "," О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования законодательства в сфере государственного надзора (контроля) "и" О временных особенности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности ".

По новому законодательству предусматривается четкое планирование и уменьшение количества проверок бизнеса органами государственного надзора, конкретизация и сужение перечня оснований для проведения внеплановых проверок, расширение прав проверяемых, конкретизация принципов государственного надзора.

Вместе с тем в конца 2017 года года планируется введение моратория на плановые проверки большинством органов государственного надзора.
Негативное влияние государственного вмешательства в бизнес подтверждают результаты комплексного исследования "Ежегодная оценка делового климата" Annual Business Climate Assessment - ABCA. Исследование проводил Институт экономических исследований и политических консультаций в ноябре 2015 года - январе 2016 года в рамках Программы USAID "Лидерство в экономическом управлении городом".

Данные ABCA показывают, насколько обременителен для малого и среднего бизнеса государственный контроль. Ситуация с государственным надзором позволяет сделать определенные предположения и выводы о введении нового законодательства.

В 2014 году деловые круги с большим энтузиазмом восприняли введение моратория на проведение проверок контролирующими органами. Вместе с тем, мораторий не означал полного освобождения предпринимателей от общения с представителями органов государственного надзора.

По данным исследования, в 2015 году проверки проходило каждое второе малое и среднее предприятие. В основном бизнес инспектировали органы пожарной охраны - о таких проверках сообщили 22% бизнесменов. С налоговиками имели дело 18% предпринимателей, с санитарно-эпидемиологической службой - 10%.

Проверки бизнеса: чего ждать от госнадзора в 2017 году


Сколько времени бизнес тратит на проверки

Мораторий не решил проблем с обременительности государственного надзора в 2015 году: предприниматели, попавших под проверки, имели значительные временные и финансовые затраты.

В среднем органы государственного надзора проверяли фирмы четыре раза в год, хотя 23% компаний сообщили, что их проверяли чаще. На прохождение всех проверок предприятие тратило в среднем 14 дней в году.

Проверки на предприятиях с десятью и менее человек в течение года продолжались около семи дней, на малых предприятиях, 10-50 работников - 14 дней, на средних, 50-250 работников - 27 дней. Много это или мало?

Похоже, законодатели признают: бизнес тратит слишком много времени на государственный надзор. Новые законы призваны сократить среднюю частоту и продолжительность проверок.

В зависимости от группы риска, к которой отнесена деятельность предприятия, законопроект устанавливает максимальные ограничения на периодичность плановых проверок органами государственного надзора: не чаще одного раза в два, три или пять лет.

В то же время определены четкие ограничения на сроки их осуществления: суммарная продолжительность в течение года не может превышать тридцати рабочих дней, а в случае субъекта малого предпринимательства - пятнадцати рабочих дней.

Изменений по проведению внеплановых мероприятий законопроект не предусматривает: предельная продолжительность одной такой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно малых предприятий - двух рабочих дней.

Вместе с тем, новый законопроект не позволяет проводить повторную внеплановую проверку с одной и той же причине. Таким образом, определение максимальных пределов частоты и продолжительности, а также недопущения повторных проверок позволят в 2017 году сократить средние показатели мероприятий надзора.

Сколько штрафов платил бизнес после проверок


О тягостность проверок для бизнеса свидетельствуют и его денежные расходы. По сообщениям предпринимателей, в 2015 году каждый третий проверка заканчивалась уплатой штрафов. Также были случаи неофициальных платежей (взяток) и конфискации продукции - соответственно 6% и 1% малых и средних предприятий.

В 2015 году средний размер штрафов составил 21 550 грн, а общие годовые затраты в ходе проверок - 33140 грн. Учитывая цену рабочего времени, которую авторы исследования рассчитали на основе усредненных показателей зарплаты в регионах, суммарная стоимость прохождения предприятием проверок составила 40940 грн.

Принятые акты не определяют предельных уровней штрафов, поэтому сложно предсказать, изменятся теперь расходы в ходе проверок. Вместе с тем, закон запрещает контролерам устанавливать плановые показатели взысканий, как это нередко случалось раньше. Можно предположить, что это ограничит частоту наложения санкций.

Что с налоговой

Уменьшит давление на бизнес и мораторий на проведение плановых мероприятий до конца 2017 года. Вместе с тем, мораторий не распространяется на некоторые виды надзора, в том числе на проверки ДФС и Государственной финансовой инспекцией.

Их, как и раньше, ограничивают изменения в Налоговый кодекс от 28 декабря 2014: проверяться будут предприятия с доходностью за предыдущий год до 20 млн грн. Тем не менее, фискальные проверки остаются наиболее обременительными для бизнеса с точки зрения затраченных времени и средств.
Согласно исследованию, каждое малое и среднее предприятие налоговики проверяли в 2015 году в среднем два раза и тратили на это каждый раз около восьми дней. При этом почти половина (43%) малых и средних предприятий после проверки ДФС была вынуждена уплатить штраф.

Для сравнения: во время проверок Министерством экологии и природных ресурсов штрафные санкции применялись к 32% фирм, Государственной архитектурно-строительной инспекцией - до 27%, другими учреждениями - до 20%. Эти органы провели значительно меньше проверок, чем ДФС, соответственно, меньшими были и расходы.

Проблема часто заключается не в частоте налоговых проверок, а в размерах штрафов за ошибки, налагаемых на предпринимателей. Суммы, бизнес вынужден платить за формальные ошибки, которые не влияют на выполнение налоговых обязательств, составляют серьезное препятствие для малых и средних предприятий.

Предприниматели, которые приняли участие в фокус-групповых обсуждениях в рамках этого исследования, объясняют, что даже незначительные погрешности в отчетности вызывают огромные штрафы: "Когда сдаешь отчет, тебе не говорят об ошибках. Это выясняется уже в ходе проверки, когда все сроки прошли, и вам насчитали штраф ".

Это подтверждают цифры. Лишь 8% опрошенных предпринимателей говорят о трудностях в результате частых налоговых проверок, тогда как размер штрафов за ошибки является проблемой для 45% бизнесменов. Штрафы за ошибки является одним из основных препятствий, с которыми сталкиваются предприниматели в ходе налогового администрирования.

Хотя мораторий, продлили до 2017 года, не распространяется на проверки налоговой, положительные сдвиги в этом направлении есть.
До сих пор особенностях осуществления государственного надзора фискальной службой определял Налоговый кодекс. Согласно же принятому законопроекту, на проверки налоговой распространяться закон "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". Это унифицирует отношения госконтроля и уменьшит тягостность последнего для малых и средних предприятий.

Мораторий-2015 vs мораторий-2016-2017


Очевидно, что для облегчения ведения малого и среднего бизнеса в Украине необходимо реформирование действующей системы государственного надзора.

Принятые законопроекты не только конкретизируют основания и порядок проведения проверок, но и требуют большей прозрачности и отчетности от контролирующих органов. Ожидаются изменения в отношениях "инспектор - предприниматель".

В случае возникновения споров относительно норм законодательства решение должно приниматься в пользу предпринимателя, также предполагается консультирование органами государственного надзора. В то же время, эти положения были и в предыдущих редакциях закона "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", однако до сих пор не разработаны механизмы их реализации.

Также наличие особенностей осуществления государственного надзора в отдельных сферах требует согласования норм закона с соответствующими актами в этих сферах.

Продление моратория на плановые проверки также не решит всех проблем с государственным надзором, однако, бесспорно, будет положительный эффект.

Пример 2015 показывает, что ограничения на проверки хорошо повлияло на ситуацию. По данным "Ежегодной оценки делового климата", в шесть раз больше компаний отметили упрощение ситуации с государственным надзором - 42% против 7%.

Влияние моратория-2016-2017 может быть меньше, чем в 2015 году, ведь он касается плановых проверок и не распространяется на ряд государственных органов.

ВИКТОРИЯ БЕСПАЛЬКО, ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ

Проверки бизнеса: чего ждать от госнадзора в 2017 году

Виктория Беспалько, эксперт программы USAID эксперт программы USAID "Лидерство в экономическом управлении городом", младший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций
Оставить комментарий
Загрузка...
Loading...
  • Реклама